Цифровая экономика — простыми словами, это собирательный термин для всех экономических процессов, которые происходят с применением цифровых и вычислительных технологий (ИКТ) на базе ИТ-инфраструктуры и систем связи.
Пока в мире не существует единого и унифицированного понимания, что такое цифровая экономика. В 2019-м году для Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества (их сайт) национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» подготовил доклад «Что такое цифровая экономика, тренды, компетенции, измерение» (скачать .pdf). В документе также подтверждается, что в результате исследований в мировой практике пока не обнаружено ни одного общепринятого понятия цифровой экономики.
Тогда как понимать цифровую экономику — что это такое, если говорить кратко?
НИУ ВШЭ предлагает простое и универсальное определение, применимое для существующей государственной политики в рамках «Стратегии развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы» (указ от 09.05.2017 №203).
Цифровая экономика — это деятельность по созданию, распространению и использованию цифровых технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанных с ними продуктов и услуг.
Что значит цифровая экономика для всех нас?
По своей сущности цифровая экономика подрывает традиционные представления о:
- структуре бизнеса,
- взаимодействии организаций,
- получении услуг, информации и товаров потребителями.
Мы видим новую форму экономической деятельности, которая соединяет людей, организации и машины в условном гиперподключении пользователей, предприятий, устройств, данных и процессов. В результате мы с вами получаем изменённые бизнес-модели с появлением новых продуктов, сервисов, повышением полезности и возведением новой культуры управления.
Цифровая экономика — наглядные примеры
Среди самых простых и наглядных примеров реализации цифровой экономики в коммерческой деятельности часто приводят следующие компании:
- Uber (история в Wiki) — крупнейшая в мире компания такси без единого транспортного средства;
- Facebook (история в Wiki) — самый популярный владелец СМИ, который вообще не создаёт контента;
- Alibaba (история из обзора книги Дункана Кларка) — самый дорогой розничный продавец без единого товара;
- Airbnb (история из книги Ли Галлахера) — крупнейший в мире арендодатель жилья, не владеющий недвижимостью.
И здесь возникают вопросы. Какие такие особенные вещи нужно было осознать этим компаниям, чтобы так решительно взять и переосмыслить традиционные границы и ценностные предложения своей отрасли? Какие трансформации необходимы в вашей компании, чтобы последовать примеру цифровых реформаторов? Ответы кроются в аспектах и критериях развития цифровой экономики.
Что такое развитая цифровая экономика (вкратце аспекты и критерии)?
-
Труд будущего
Люди регулярно работают удалённо из разных офисов, дома или в местной кофейне. Уровень ИТ-инфраструктуры и соединения должен соответствовать тому, что есть и в физическом офисе.
Коронавирус показал бизнесу, что удалёнка — это наше будущее
Предприятие должно быть «гибким» и привлекать лучших по компетенциям сотрудников, а не тех, кто живут поближе к офису. На этом пути без внедрения управления динамичной экосистемой талантов и включения цифровых бизнес-процессов нового поколения не обойтись. Такой подход доказывает свою эффективность, даже когда целый отдел профессионалов распределён по разным местам и часовым поясам.
-
Ориентация на потребителя
В цифровой экономике все клиенты (как B2B, так и B2C) стремятся взаимодействовать с бизнесом тогда, когда они хотят, и наиболее удобным для них способом. Кроме того, клиенты хотят взаимодействовать с брендами посредством непрерывного, многоканального, прямого, контекстного и персонализированного опыта.
-
Цифровые сети снабжения
Ожидается, что к 2030-му году средний класс в мире увеличится более, чем в три раза (в том числе с 13% до 48% в России). А рост основных бизнес-ресурсов при этом прогнозируется в полтора раза медленнее. Ответ на это несоответствие заключается в том, как предприятия безопасно обмениваются данными в режиме реального времени, чтобы обеспечить процветание коммерческих приложений следующего поколения.
Что изменится после внедрения цифровых технологий в бизнес?
Оцифровка «всего» создаёт новые интеллектуальные цифровые «сети сетей». Они как раз и меняют способы управления, оптимизации, совместного использования и развёртывания коммерции. Проверьте эти наглядные примеры, чтобы укрепить понимание преимуществ цифровых сетей снабжения.
-
Интернет вещей (IoT, Internet of Things)
Поскольку цены на датчики продолжают снижаться, мы находимся на пороге эры, когда все может быть связано: люди, предприятия, устройства и процессы. Интернет вещей обеспечивает слияние физического и цифрового мира.
Технология «подключения всех вещей в мире к интернету» переносит каждый актив в цифровую область, где доминирует программное обеспечение.
Когда организация может «понять» (считать и обработать данные) свои физические и цифровые активы в реальном времени, она может работать с точностью, ранее невообразимой. Так создаётся путь к максимально экономически эффективному предприятию.
В будущем, применение инструментов цифровой экономики в организациях не будет каким-то приятным исключением или способом выделиться на фоне конкурентов. Внедрение технологий цифровизации и автоматизации станет неизбежным условием существования любого цифрового бизнеса уже в ближайшие два года!
Обратитесь в компанию ИТ-аутсорсинга для дальнейшей экспертной поддержки и консультации по этой теме и любым другим техническим вопросам.